четверг, 9 сентября 2021 г.

Прикладная информатика (33) для 60 ОС ПР№2

 Практическая работа №2 (3-4) для 60 ОС

1. Способы эффективного поиска и обработки научной и профессиональной информации в сети Интернет. Релевантность поиска.

Практическая работа №2 "Способы эффективного поиска и обработки научной и профессиональной информации в сети Интернет. ".


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Цель изучения темы

Содержание темы

Результат


1. Информационные ресурсы в профессиональной деятельности


Сформировать знания о программном обеспечении для работы в сети Интернет, об особенностях настройки интерфейса браузеров.

Дать понятие о форматах выкладываемых в электронных библиотеках произведений.

Сформировать умение работать с электронными библиотеками.

Сформировать знания о проблемах соблюдения авторского права и о путях их решения.

Научить использовать способы эффективного поиска и обработки научной и профессиональной информации в сети Интернет.

Интернет как средство профессиональной коммуникации.

Работа с электронными библиотеками. Фор­маты выкладываемых произведений. Пробле­мы авторского права и их решение.

Способы эффективного поиска и обработки научной и профессиональной информации в сети Интернет. Релевантность поиска.

 

Характеризует программное обеспечение для работы в сети Интернет, особенности интерфейса браузеров.

 

Описывает форматы выкладываемых в электронных библиотеках про­изведений.

Работает с электронными образовательными библиотеками.

Излагает проблемы соблюдения ав­торских прав.

 

Осуществляет поиск и обработку научной и профессиональной информации в сети Интернет.


Порядок выполнения.

  1. Изучите теоретический материал темы.
  2. Определите ключевые понятия темы.
  3. Законспектируйте их в тетради.
  4. Изучите алгоритм решения задачи.
  5. Самостоятельно выполните предложенные задачи.

Очень трудно искать черную кошку в темной комнате, особенно если там ее нет.

                                                                                                                                             Конфуций.

Способы поиска профессиональной информации в сети Интернет. Став полноправным пользователем Интернета, вы получаете доступ к огромному числу информационных ресурсов. Например, количество имеющихся в сети HTML-документов измеряется уже не десятками, а сотнями миллионов. А ведь в Интернете можно найти не только текст, но и программы, изображения, звуковые файлы и т. д. С одной стороны, в этом море информации наверняка найдется и та, которой вы интересуетесь, даже если сфера ваших интересов весьма специфична. С другой стороны, найти среди миллионов веб-страниц именно те, которые вам интересны, — задача не из легких. Облегчить поиск необходимой информации призваны поисковые системы.


Можно искать информацию в определенных тематических категориях или на определенных серверах. Успех поиска в значительной степени зависит от формулировки запроса. Ниже приведены наиболее общие принципы составления запросов, применимые для большинства поисковых систем:

  • • В запрос следует включать несколько слов, определяющих предмет поиска.
  • • Результат поиска будет намного лучше, если запрос состоит из нескольких связанных друг с другом слов. Старайтесь сформулировать вопрос как можно точнее.
  • • Используйте синонимы. Если полученный список результатов содержит слишком мало полезных документов, попробуйте заменить искомое слово синонимом.
  • • Проверяйте орфографию. Если система не нашла ни одного документа, содержащего заданное слово, то стоит проверить правильность его написания.
  • • Следует также учитывать особенности интерфейса той поисковой системы, с которой вы работаете. Например, некоторые системы ограничивают поиск, если слово было набрано с прописной буквы. В каждой поисковой системе имеется раздел «Справка» (Help), где можно ознакомиться с особенностями интерфейса этой системы.

Кроме обычного запроса пользователи большинства систем могут также воспользоваться режимом расширенного поиска (в зарубежных системах — Advanced Search), в котором с помощью специальных символов можно задать более точные критерии и область поиска. При этом расширенным является только набор критериев поиска, а вот область поиска в большинстве случаев существенно сужается.

Большинство поисковых систем позволяет использовать весьма развитый и сложный синтаксис запросов. Почти все системы имеют поддержку знаков «+» и «-». Если вы хотите, чтобы указанное в запросе слово обязательно присутствовало в найденных документах, поставьте перед ним «+» (между знаком и словом не должно быть пробела).

Удобна также функция поиска только точной фразы (для этого заключите ее в кавычки).

Если в вашем запросе несколько слов просто разделены пробелами, то поисковая система будет искать те страницы, на которых эти слова входят в состав одного предложения. А если вы хотите найти документ, в котором содержится любое слово из перечисленных вами в запросе, необходимо использовать знак «|».

Релевантность поиска — это степень соответствия найденной пользователем информации той, которую он хотел найти.

Факторы, которые влияют на релевантность сайта либо отдельных его страниц, делятся на внутренние и внешние. К внутренним факторам относятся:

  • 1. Количество ключевых слов. Поисковые системы вычисляют плотность ключевых слов в тексте, нормальной плотностью считается плотность в 4—5 %, т. е. такое упоминание ключевых слов и словосочетаний, которое не влияет на читабельность текста.
  • 2. Расположение ключевых слов. Слова-запросы, встречающиеся в URL-страницы, в заголовке документа, значительно повышают релевантность страницы. Кроме того, поисковики обращают внимание и на присутствие в тексте слов-синонимов к ключевым словам и фразам — это говорит о том, что документ действительно посвящен искомой тематике.
  • 3. Метатеги. Наличие слов-запросов в метатегах title, keywords, description также повышает релевантность страницы. Однако стоит иметь в виду, что несовпадение ключевых слов в метатегах и в видимом тексте может привести не к повышению релевантности, а к отправке в бан.

Внешним фактором, который влияет на релевантность страницы и всего ресурса, является прежде всего ссылочная масса ресурса (принцип цитируемости). То есть популярность данного сайта либо документа в сети, которая определяется исходя из количества внешних ссылок. Чем их больше, тем выше ссылочная масса ресурса и тем больше поисковые системы склонны считать его релевантным.

Кроме количества ссылок на ссылочную массу влияет также и их «качество»: ссылки с авторитетных сайтов ценятся выше, нежели ссылки с новых либо не обладающих достаточной ссылочной массой ресурсов.

Различные поисковые системы используют разные алгоритмы определения авторитетности сайта

Практическая работа.
  • Задание 1.Скопируйте таблицу в Word и заполните ее, используя Google Chrom,  на ответы сформируйте гиперссылки на источники информации.





  • Ячейка
    Вопрос
    Ответ
    1
    Чьим именем названа числовая последовательность, в которой каждое следующее число, начиная с третьего, равно сумме двух предыдущих?
                    
    2
    «Дайте мне точку опоры, и я подниму Землю», заявил великий механик древности Архимед. Какой механизм планировал использовать Архимед для того, чтобы поднять Землю?

    3
    Форму какого многогранника имеет Национальная библиотека Беларуси в Минске?

    4
    Назовите имя первой женщины-программиста.

    5
    Что ежегодно приносят грозы на Землю в количестве более 10 миллионов тонн?

    6
    В момент завершения строительства нового моста между ФРГ и Швейцарией выявилась досадная ошибка инженеров. Дело в том, что немецкие и швейцарские инженеры по-разному рассчитывали проект этого моста. Немцы брали за нулевую отметку уровень Северного моря, а их соседи - швейцарцы - уровень Средиземного моря.
    На сколько сантиметров не сошлись части моста?

    7
    Назовите фамилию писателя, который в своей пьесе впервые упомянул слово «робот»

    8
    По мнению этого ученого, планеты формируют своеобразный хор, в который входят тенор (Марс), два баса (Сатурн и Юпитер), сопрано (Меркурий), и два альта (Венера и Земля).

    9
    Продолжите цитату Билла Гейтса. У моих детей, конечно, будет компьютер. Но первым делом они получат.

    10
    Мауриц Корнелис Эшер — нидерландский художник-график, по-своему передававший в своих произведениях понятия бесконечности и симметрии. Метаморфозы в работах Эшера непостижимы, хоть и очевидны. Очертания одних сущностей являются в то же время и очертаниями  других. Какие две сущности связал Эшер в своей картине «Небо и вода»?

    11
    В 2009 году Нобелевскую премию в области физики получили трое ученых. Изобретение одного из них, Чарльза Као, изменило мир Интернет-коммуникаций. Что изобрел Чарльз Као?

    12
    Назовите фамилию художника, изобразившего  самую известную в искусстве фигуру планиметрии.

    13
    Первый логотип компании Apple имеет мало общего с нынешним. Это было миниатюрное произведение искусства с изображением известной личности, которой посвящен текст на границе логотип: «… A Mind Forever Voyaging Through Strange Seas of Thought … Alone» (… Ум, что в одиночку плывет сквозь мысли странные моря). Однако, яблоко на миниатюре также присутствовало. Кто изображен на первом логотипе Apple?

    14
    Лучшим фильмом 2010 года в драматическом жанре, на 86-й церемонии вручения престижных кинопремий «Золотой глобус», стал фильм «Социальная сеть». Об истории создания какой сети повествуется в фильме?

    15
    У истоков компании Apple стояли две ключевые фигуры: Стив Джобс и Стив Возняк. Для того, чтобы собрать денег для запуска компании, Джобсу пришлось продать свой микроавтобус, а Возняку —вещь, которая стоила дороже автомобиля. Какую вещь продал Стив Возняк?

    16
    Название какой компании происходит от числа 10100

    Задание 2. Дополните таблицу самостоятельно построенными запросами(5 вопросов и ответов), связанными с вашей профессией, и внесите результаты в таблицу.

    Задание 3. Заполните таблицу  национальных почтовых операторов.


    Национальные почтовые операторы

    Логотип

    Интернет - сайт

    Белпочта



    Почта России




    Укрпочта




    Польская почта



    Почта Китая


    http://www.chinapost.com.cn/

    Дополнительно:
    Задание 4.  http://LearningApps.org/watch?v=pdibboo1k01Дополнительно:
  • Задание 4.
  • Таблицу с ответами сохраните в файле Задание 1 в папке со своей фамилией ( в папке своей группы)

Комментариев нет:

Отправить комментарий