Тема. Множества. Цель.Ввести понятие множества. Задание 1. Изучить понятие множества. Запишите определение в тетрадь.
§ 5. Множества
5.1. Понятие множества
Рассмотрим высказывание «Все учащиеся нашего класса имеют дома компьютер». Истинно оно или ложно? Для ответа на этот вопрос вам нужно задать каждому из одноклассников вопрос: «У тебя дома есть компьютер?» Если все учащиеся класса ответят утвердительно, то высказывание истинно, если хотя бы один из учащихся ответит «нет», то и высказывание будет ложным. Для разных классов это высказывание будет иметь различные значения, потому что различными будут множества учащихся класса.
Множество — совокупность каких-либо объектов, обладающих общим свойством. Эти объекты называют элементами множества.
Можно говорить о множестве учащихся 7 А класса, множестве отметок в классном журнале, множестве городов Беларуси, множестве букв русского алфавита и т. д. Понятие множества является одним из основных в математике.
Множества, как правило, обозначают прописными латинскими буквами, а элементы множества — строчными. Напомним, что для обозначения принадлежности элемента множеству используют специальные знаки:
а ∈ М (элемент а принадлежит множеству М), а ∉ М (элемент а не принадлежит множеству М). Если множество M состоит из элементов a, b, c, то это записывают так: M= {a, b, c}.
Чтобы задать множество, необходимо перечислить его элементы или назвать их общее свойство.
Задание 2.
5.2. Понятие подмножества
Рассмотрим множество учащихся какого-либо класса. В этом множестве можно выделить не только отдельного учащегося, но и некоторые группы учащихся. Например, отличники, учащиеся, умеющие играть в теннис, изучающие французский язык и т. д. Каждая из таких групп образует подмножество — часть множества учащихся.
Если множество А является подмножеством множества М, то это записывают так: А ⊂ М. Запись А ⊄ М обозначает, что множество А не является подмножеством множества М.
Подмножество может содержать все элементы множества, а может не содержать ни одного (пустое множество; обозначается знаком ∅).
Некоторые элементы множества могут принадлежать одновременно разным подмножествам (пример 5.3).
Для наглядной геометрической иллюстрации множеств и отношений между ними используют круги Эйлера. Каждое множество изображается кругом. Если какое-либо множество является подмножеством другого множества, то один круг изображается внутри другого. Например, если M— множество всех хищников, а A— множество всех львов (A ⊂ M), то это обозначается таким образом:
Задание 3.
Ответьте на вопросы.
Что понимают под множеством?
Что понимают под подмножеством?
Что используется для геометрической иллюстрации множеств?
Круги Эйлера
Кривые Безье
Эллипсы Коперника
Квадраты Малевича
Задание 4.
Дополните каждое из множеств 1—2 элементами. 1) А = {математика, информатика, история, литература}; 2) В = {яблоко, груша, апельсин, банан}; 3) С = {клавиатура, монитор, мышь}; 4) D = {карандаш, ручка, ластик, фломастер}.
Какие элементы могут входить в следующие множества? 1) Средства передвижения; 2) цвета радуги; 3) домашние животные; 4) четные числа.
Откройте файл с группами слов. Разделите слова каждой группы на два множества. Слова первого множества выделите красным цветом, а второго — синим. По каким признакам вы разделили слова?Образец:
1) Текст в файле: гусь, лебедь, заяц, волк, павлин, курица, кабан, лось. Результат: А = {гусь, лебедь, павлин, курица}; B = {заяц, волк, кабан, лось}. Признаки: А — множество птиц, В — множество зверей; 2) мяч, стол, стул, коньки, шкаф, клюшка, шайба, комод; 3) сом, уж, карась, окунь, щука, гадюка, кобра, питон.
Из множества геометрических фигур А= {круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, пятиугольник} выделите подмножества:
1) фигур, не имеющих углов; 2) фигур, являющихся четырехугольниками; 3) фигур, количество углов у которых больше трех.
Комментариев нет:
Отправить комментарий